Мои мысли и рассуждения

«С чего начинается Родина»?

В эти слова из песни Марка Бернеса каждый вкладывает свой особый смысл, понятный только ему. На то, как человек осознает для себя эти слова, влияет огромное количество жизненных факторов таких как, профессия, семейные ценности, взгляды, жизненный опыт и особенности внутреннего мира человека и его восприятия происходящих событий.
Но для того, чтобы понять, с чего начинается Родина, нужно, прежде всего, определить для себя значение понятия «Родина» вообще. И тут возникают различия в понимании и восприятии этого понятия разными людьми.
Военные люди вкладывают в это понятие значение родной страны, которой они служат, защищая её в сражениях. Они делают служение Родине делом всей своей жизни, порой, отдавая за неё эту самую жизнь.
С чего же начинается Родина для этой категории людей? Достаточно часто военное дело — это дело семьи, т.е. эта профессия передаётся внутри семьи: из поколения в поколение: от отца к сыну, от сына к внуку и т.д. Ребёнку, родившемуся в такой семье с детства прививается уважение к Родине, понимание её ценности и военного долга перед своей страной и людьми.
Но также, существует и обратная сторона медали для таких людей. С детства, кроме понимания ценности Родины, они видят и ощущают на себе и цену такой профессии родителей. Они вынуждены часто переезжать, менять место учёбы, терять друзей и менять свою жизнь, подстраиваясь под условия, которые на данный момент определяются местом работы отца. Их никто никогда не спрашивает, чего они сами хотят: где жить, учиться. Такое положение дел с детства мешает ребёнку где бы то ни было вообще ощущать себя дома, они боятся привязываться к людям, к месту, а в последствии, это мешает им вообще определить для себя понятие «Родина» , у них её просто нет, они бояться ощущения привязанности, нигде не чувствуют себя дома. Обида на родителей трансформируется в обиду на профессию, и ребёнок может, наоборот, для себя отвергать её.
Это отрицание может произойти и, если родной человек отдал жизнь за Родину. Чувство великой потери всегда будет жить в душе такого ребёнка, вызывая желание отстраниться от этой
профессии, даже если все в его семье — военные и он сознательно выберет для себя другой путь.
Бывает и так, что ребёнок первым в семье выбирает для себя профессию военного, любовь к Родине прививается в семье, и он хочет служить своей стране и считает это почётным и важным. Почему так происходит? В чём причина?
Родина начинается для такого ребёнка с родного дома и семьи, с ценностей, которые она ему даёт, с понимания того, что он готов защищать своих братьев и сестёр не потому, что заставили родители, а потому, что душа говорит ему об этом. Родина начинается с взаимной любви и уважения к родителям, близким и друзьям, с понимания их ценности в жизни. Также, она начинается с любви к родному городу, к его красоте, к любимым местам, что ассоциируются у ребёнка со счастливыми моментами жизни. А счастливыми эти места и моменты становятся благодаря семье.
Родина начинается с рассказов о героях войны в семье, об их подвигах и бесстрашии, о том, что мы живы и свободны благодаря им, с их пожелтевших фотографий в семейных альбомах, медалей, цена которых страшные потери, боль и самопожертвование, и которые хранятся в семье, как самая большая драгоценность.
С открытки для не знакомого тебе ветерана с благодарностью, с детской военной формы на 9 мая, с Вечного огня и минуты молчания, в память о погибших в этой страшной войне и с военного фильма, что смотрят всей семьёй, заглядывая в прошлое с благодарностью за мирное настоящее.
С чего же начинается Родина? У каждого человека это понятие берет начало с какого-то особого момента в жизни, события и даже просто услышанного слова, которое оставит отпечаток в сердце и раскроет его душе понятие Родина. 

«Человек — природа» и «человек — город» Две противоположности современного мира.

Это небольшая прозаическая зарисовка, целью которой является сравнение двух типов людей, имеющих место быть в современном обществе.
Я твёрдо убеждена, что эти две противоположности были во все времена: люди, которые чувствуют себя хорошо в городе среди шума, огромного количества народа, когда все стараются всё успеть, в гуще стремительно сменяющих друг друга событий и сумасшедшей постоянной спешки. Такие люди чувствуют себя на своём месте в квартире, их жизнь комфортная для них самих и это осознанный выбор.
Второй тип людей — те, кто чувствует себя спокойно только на природе. Это люди, сознательно стремящиеся уехать от городской суеты. Они любят работать на земле, выращивать цветы в саду, овощи и фрукты на огороде, наслаждаться чистым воздухом, рыбачить на берегу озера или маленького пруда. Это для них самое лучшее времяпрепровождение. Именно в этих условиях они могут отдохнуть и расслабиться.
Раньше люди меньше задумывались над данным вопросом: кто я — «человек — природа» или «человек — город». Условия жизни были таковы, что без своего огорода, огромного количества заготовок, многие люди просто не имели бы возможности нормально питаться и не голодать. Особенно актуально это было во время тотального дефицита, когда достать что-либо из еды, не говоря уже об одежде и других необходимых вещах было безумно сложно, а, порой, не возможно без нужных знакомств и связей.
Ещё одна причина того, почему этот вопрос раньше затрагивался крайне редко, кроется, пожалуй, в менталитете русского человека и в общепринятых нормах и суждения. Всегда, да и очень часто до сих пор, было принято считать, что все стремятся уехать из душного города и увезти оттуда детей из лучших побуждений. Ведь, там природа, чистый воздух и множество положительных моментов для укрепления здоровья и иммунитета ребёнка. Поскольку, это априори считалось благом, то детей в этом случае было не принято спрашивать. Они ещё малы и ничего не понимают. Любые попытки ребёнка возразить поднимали на мех или попросту игнорировались.
А ведь человек с малых лет душой относится к одному из этих двух типов людей. И если «ребёнка-город» увезти на природу, по необъяснимым причинам ему там хорошо всё равно не будет, будь это хоть самое прекрасное и красивое место на свете. Душа его там не отдыхает. Особенно сложно такому человеку приходится, если его родители и близкие, как раз, относятся к типу «человек — природа» и искренне его не понимают.
Есть люди, которые уже, будучи взрослыми, осознанно переходят из одной категории в другую, но при всем желании, этот переход будет невозможен под давлением. Сейчас все психологи говорят о том, что ребенок — это не собственность родителей, а прежде всего человек, имеющий собственное мнение и взгляд на определённые вещи. Это мнение имеет право на существование, даже если оно в корне отличается от мнения родителей.
Я — «человек – город», а мои дети, напротив, как и мои родители, чувствуют себя счастливыми на природе. В данном случае, они отличаются от меня, у них другой взгляд на мир, и вещи, которые лично я не люблю, они обожают. Они любят рыбачить, сами растят овощи и ягоды на огороде, обожают ходить в лес за грибами. Для них это особое удовольствие. И я уважаю их мнение. Считаю, что уважение по отношению к детям — это неотъемлемая часть родительской любви.
Словом, к какому бы типу людей вы сами не относили себя, нужно уважать право близких на противоположное мнение, не навязывая им собственные взгляды, тогда ваши отношения будут гармоничными. 

Различия личностей и взглядов. Социальное взаимодействие людей и их влияние друг на друга в процессе общения. 

Мы живём в огромном мире. Каждый день нам, так или иначе, приходится общаться с разными людьми: будь то, родные и близкие, товарищи по учёбе, коллеги по работе или просто знакомые. Все эти люди являются частью нашего социального окружения, а значит, частью нашей жизни в целом, и оказывают на неё определённое влияние.
Человек формирует свой социальный мир с самого детства, выбирая себе друзей в соответствии с  собственными интересами и взглядами. Так происходит, по сути, всю жизнь: человек общается с теми, с кем комфортно и приятно, имеются общие интересы. Даже, если в каких-то аспектах взгляды друзей разные, это не мешает им общаться, относясь при этом с уважением к чужому мнению. Следовательно, эмоциональное состояние и настроение человека позитивно и приподнято.
Взгляды на определённые обстоятельства, ситуации в жизни, на какие-то фундаментальные понятия могут различаться даже у самых близких и любящих людей:например, у братьев и сестёр, которые, казалось бы, росли и воспитывались в одной семье, одними родителями, им прививались одинаковые жизненные ценности и понятия. Однако, восприятие и понимание этих ценностей у них совершенно разное. Они придают разное значение одному и тому же понятию, ситуации или даже определённому человеку и его чувствам. Одна ситуация может вызывать совершенно разные эмоции. Для одного, это пустяк, не требующий особого внимания или вовсе не важная ерунда, а для другого — очень важная вещь, которая волнует, влияет на эмоциональное или даже на физическое состояние, если человек восприимчив, и вызывает бурю эмоций : положительных или отрицательных, в зависимости от самой ситуации.
Несовпадение, а порой, и кардинальная противоположность мнений и взглядов совершенно естественна. Всё зависит от характера конкретного человека, его ощущения мира и себя в мире, темперамента, эмоциональности, восприимчивости, социального окружения, как дома, так и вне дома и от множества других факторов, даже маленьких и не важных, на первый взгляд, но при этом, составляющих внутренний мир, формирующих личность и взгляды человека на жизнь. Это может быть, детское воспоминание о человеке или событии, которое вызвало сильные эмоции, запомнилось и оставило отпечаток в душе.
Большое складывается из малого. Картина личности — это огромная мозаика, составленная из маленьких деталей обстоятельств, условий и жизненных случаев. У каждого эти детали свои, они уникальны и неповторимы и отличаются от деталей другого, даже самого близкого человека. Соответственно, и взгляды разные, потому что люди не одинаковы. Даже близнецы, похожие друг на друга, как две капли воды, имеют больше общего, в сравнении с другими людьми, но так же у каждого из них есть свои «детали личности», которые вносят определенную лепту в их характер. Соответственно, любая жизненная ситуация воспринимается ими по-своему и имеет для каждого разное значение и ценность.
К слову о братьях, сестрах и других близких, не лишним будет упомянуть, что, в отличие от друзей, которых мы выбираем сами по своему желанию, родных нам выбирать не дано. Семья дана человеку при рождении. Её мы можем только либо принимать на душевном и эмоциональном уровне, либо нет. Причём, это совершенно не значит, что при несовпадении взглядов, мы перестаём любить близких, хотя тут имеет место быть отстраненность в общении, и соответственно более холодные отношения, причиной которых является различие взглядов. Нужно понимать, что нельзя навязывать близким свою точку зрения,  свои желания. При нарушении определённых границ, это влечёт за собой утрату доверия и хороших, пусть и не всегда очень близких отношений.
Это, прежде всего, касается отношений детей и родителей. Нужно уважать мнение другого и право на существование отличной от твоей точки зрения. Твой ребёнок — не ты, не вторая жизнь и попытка исправить то, что не сделал или сделал неправильно. Это другой человек, любимый, дорогой и близкий, но другой человек со своей жизнью, восприятием и мнением, которое надо уважать. Будет уважение, будет комфорт в отношениях, не будет — отстранение неизбежно. Мы не выбираем близких, но мы можем научиться принимать их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками, интересами и взглядами. И если у нас получиться это сделать, то легче будет принять другую точку зрения на определённую ситуацию, даже если она отличается от твоей собственной. Иначе, можно даже не заметить, как тот или иной близкий человек становится чужим в собственной семье. Часто ситуация «перегиба палки» с давлением на близких вызывает у них боль, отторжение и чувство глубокого одиночества. Берегите любимых, уважайте и не ломайте их, тогда и семья будет крепкой на эмоциональном уровне!
Это, что касается семьи, которую мы не выбираем. А как быть с теми людьми, которые помимо кардинально других взглядов, имеют свойство просто быть не приятными в общении, но с ними приходится сталкиваться в любом коллективе: на учёбе, на работе или в других местах, в зависимости от образа жизни и рода занятий. Тут вопрос в восприимчивости самого человека к словам и действиям других, особенно по отношению к нему самому. Близкие люди способны дать нам заряд эмоций, положительных или отрицательных и «подарить нам крылья» или «убить эмоционально» , потому что даже для самого «толстокожего» человека слово или действие близкого много значит, при условии, что родство есть в душе, а не только прописано в свидетельствах и документах. Посторонние же люди для нас ничего не значат, соответственно, их мнение тоже должно быть для нас пустыми словами или делами, никак не затрагивающими сердце. То, что их взгляды, отличные от твоих, облаченные в корректную словесную форму или чаще в отвратительно оболочку из мерзких слов, брошенных тебе в лицо, должно пропускаться мимо ушей. И это будет самый правильный подход, экономящий кучу нервных клеток. Ибо, ни о каком взаимной уважении к мнению друг друга тут и речи не идёт. Даже при всей абсурдности своих взглядов, такие люди считают своё мнение единственной истиной в последней инстанции и не слушают никого, потому что «лучше знают», причём это касается даже тех сфер жизни или деятельности, о которых они не имеют ни малейшего понятия. Ты сам, при этом, можешь вращаться в данной сфере каждодневно, но «ничего в этом не понимаешь». Будешь ли ты воспринимать слова таких индивидуумов близко к сердцу, зависит от ранимости твоей души, чувствительности, а также от стиля воспитания тебя родителями. Если ты ранимый человек, тут можно попытаться тренировать твердость и непробиваемость, что является трудной задачей, либо использовать тактику «четвёртой стены», которую практикуют в актёрской профессии для устранения боязни сцены. Только, если у актёров это заслон, служащий для того, чтобы просто уйти от зрительного контакта с людьми в зале и сосредоточиться на роли и себе в роли, уйти в переживания своего персонажа, то для ранимого человека эта «стена» окажет помощь при устранении звукового воздействия на него неприятных личностей. Соответственно, если ты не слышишь эти слова, то и эмоционального воздействия они не будут иметь. Нервы и настроение не будут испорчены. Люди, которые часто не приятны, могут быть просто глупыми, не образованными, но при этом, с высокой самооценкой, умными и образованными, но язвительными и недоброжелательными. Эти качества не зависят от уровня образованности человека, а являются проявлениями характера и личностных особенностей. Причины такого недоброжелательного поведения могут быть самые разные : от личных проблем до рабочих моментов, а, может быть, просто этот человек относится к тому типу людей, которые делают упор на всё отрицательное в своей жизни, соответственно, и в тебе он видит только отрицательное, потому что просто не умеет замечать положительное. Такие люди могут специально делать так, чтобы другие думали, что первые никогда ни с кем и ни с чем не согласны. У них на всё ответ :»нет», даже если они согласны. Это происходит не от нехватки образования, такие люди бывают очень умны, причиной является постоянное желание быть не таким как все, иметь противоположное мнение, другой взгляд. Это стремление противоречить часто берет начало из детства, где протест являлся своеобразным методом защиты от «перегибающих палку» родителей. Со временем такой ребёнок, став взрослым, воспринимает противоречие за собственное мнение, хотя часто это не так. Он продолжает защищаться методом противоречия, копируя выработанную с детства манеру поведения, просто по привычке, там, где это совсем не нужно. Часто такие люди за стремлением быть не таким, теряют своё настоящее «я», продолжая всю жизнь врать всем, а главное, самому себе. Хорошо, если в его жизни появится кто-то, кому хватит терпения «раскопать» его потерянное в гонке за противоречивой уникальностью, настоящее » я». Но это совсем не обязательно должен быть именно ты, поэтому метод «звуковой стены» с такими людьми лучшее средство, если нельзя совсем исключить общение с ними. Общаться следует только по конкретному делу или рабочему вопросу, ни в коем случае, не открываясь и не подпуская их близко, потому, что, поскольку, эти люди видят во всем и всех лишь негатив, они — мастера выискивать слабые места и болевые точки, на которые при случае будет очень выгодно нажать, чтобы сделать тебе больно или даже подставить в каком-то рабочем вопросе.

Портят настроение ранимым людям, да и вообще всем окружающим, так называемые, «энергетические вампиры» . Таким людям хорошо, когда всем вокруг плохо. После общения с подобным человеком, ты будешь чувствовать себя, как «выжитый лимон» не только на эмоциональном, но и на физическом уровне. Ситуация осложненяется тем, что их сразу не распознать. Чаще всего, сам человек не знает, что он такой, а другие понимают только по прошествии определённого периода общения. Сами «вампиры» часто» забирают» чужую энергию не специально и совершенно не осознанно, просто они, как и любые другие люди, пытаются добиться собственного комфорта и используют такой способ для восполнения собственных рабочих и жизненных ресурсов. Общение с ними следует свести к минимуму, либо, если нет возможности, использовать метод «звуковой и зрительной четвёртой стены.

В данной статье была затронута тема о людях, которые стремятся противоречить другим. Существует ещё один тип людей: » послушные дети». Такие люди всю жизнь воспитывпются под огромным влиянием чужого мнения. И им от этого плохо. Это другая крайность поведения. «Что скажут другие?» —главный вопрос по жизни, причём относится он как к близким, так и к совершенно посторонним людям. » «Послушные дети» так воспитаны, боятся выразить собственную позицию относительно какого-то вопроса, чтобы не ранить другого или, что чаще бывает, чтобы о нем или о ней не подумали плохо. Это можно назвать советской моделью воспитания. Такое поведение чаще присуще людям, выросшим в небольшом городке, где все друг друга знают и мнение «бабы Глаши или тёти Нюры» в прямом смысле может испортить жизнь ребёнку, который посмел выразить своё мнение, отличное от мнения толпы. Советские стериотипы в отношении различия взглядов, казалось бы, давно изжили себя, но многие «советские дети», сами того не замечая, а скорее всего, даже имея желание воспитывать детей в других принципах, всё равно бессознательно продолжают сами думать и говорить детям, что нужно вести себя так, чтобы «никто не подумал и не сказал плохо о нем и его семье, чтобы «не позорил родителей» Здесь не идёт речь об асоциальном поведении и безумных поступках или, тем более, преступлениях. Эти запреты и нормы не зависят от времени, в котором мы живём, это нормы человеческой морали и они, ни в коем случае, не должны нарушаться. Речь идёт о том, что в такой семье ребёнку не дают права на собственное мнение или взгляды, их «зарубают на корню», потому что у всех, в том числе, и у  «Тёти Глаши» мнение другое, а значит : «Твои взгляды не верны и не смей открывать рот, иначе позора не оберешься!»
Такие люди могут на всю жизнь остаться «послушными детьми» и, если ты понимаешь, что речь о тебе и для тебя чужое мнение важно, и часто негативные слова слишком сильно задевают, то ты —» идеальная мишень» для язвительного человека в вечном противоречии с миром. Я не буду давать громких и пафосных советов из разряда :»Срочно быстро изменись, пропуска всё мимо ушей и не обращай внимания», в данном случае это невозможно, особенно сразу, нельзя переломить себя, нельзя резко изменить личность, которая формировалась годами под влиянием огромного количества факторов. Это нереально. Но и просто убежать от проблемы, либо в прямом смысле, поменяв место работы или учёбы, либо в переносном —подстроившись под обстоятельства, терпеть, делая себе хуже в эмоциональном плане — тоже не выход. Можно попробовать отвечать на язвительные фразы мудрым сарказмом. Это не значит также начать бездумно язвить, глупо бросая фразы, а значит ответить с ноткой иронии, чтобы поставить «язву» на место, при этом оборачивая ситуацию в свою пользу, тогда человек поймёт, что и к нему самому очень даже применим сарказм и больше не будет иметь желания язвить, т. к получит ответ и, скорее всего, в восторге от него не будет. Для «послушно го ребёнка » сперва будет трудно, потому что воспитывали его так, что нужно было чаще молчать, чем отвечать, но со временем, умный сарказм будет сам приходить в голову, и результат порадует. Здесь главное — не перейти грань и не превратиться из «послушного ребёнка » в «язву». Для этого следует использовать только умный сарказм без злобы и только по отношению к конкретному высказыванию человека, который пытается специально вас задеть.
В данной статье были рассмотрены разные типы людей и различия их взглядов в соответствии с характером, образом жизни и эмоциональным восприятием жизненных ситуаций. В итоге, можно сказать о том, что существует множество различных возможностей для гармоничного существования в социуме. Но главные из них: первое — уважение к себе и своей личности, потому что  если ты не дашь себе право на собственное мнение и не будешь сам себя уважать, то никто не будет тебя уважать, и второе, но не менее важное — иметь ввиду, что окружающие тебя люди, будь то близкие или просто те, с кем ты общаешься на данном жизненном этапе, тоже имеют право на собственное мнение и взгляды, даже если ты с ними в корне не согласен.
Взаимоуважение во всем — главный принцип социальной гармонии. 

 
 

Осень.

Осень – прекрасное время года, воспетое произведениях многих русских поэтов и писателей. Описывая это золотую пору в своих стихотворных и прозаических творениях, классики не скупятся на эпитеты и сравнения, особенно если сами всей душой любят осень.

А.С. Пушкин писал об этом времени года, как об «унылой», но волшебной в своей печали поре, используя множество метафор о «багрянце и золоте лесов» и мгле небес. Поэт говорит о «прощальной красе» осени, давая понять, что для него, это время прощания с летним солнцем и зеленью лесов; то самое время, когда « седая зима» ещё до конца не вступила в свои права, но уже « бросает нам» угрозы,отголоски которых мы ещё отдалённо но слышим с приходом первых морозов. Пушкин говорит,что это его пора и что она « к себе влечёт красою тихою, блистающей смиренно». «Из годовых времен я рад лишь ей одной, ней много доброго»,- восклицает поэт,подразумевая под этими словами мысль о спокойствии и добром умиротворении, которое обыкновенно охватывает душу именно осенью, словно окутывая сердце тёплым мягким одеялом добрых чувств, в котором бесконечно хочется тонуть без тревог и взрывных эмоций,к которым душа обычно стремится в «яркую и зелёную пору» весны и лета.

Николай Некрасов в своём стихотворении «Славная осень» говорит о ней, как о времени душевного спокойствия, воспевая её покой и простор», располагающий человека к раздумьям. «Листья поблекнуть ещё не успели, желты и свежи лежат как ковёр» говорит поэт, и осенний пейзаж будто сразу появляется перед нашим внутренним взором. Здесь мы видим деревья, одетые в прекрасный разноцветный наряд, землю, покрытую причудливым покрывалом. Солнце горит яркими искрами, освещая великолепную картину, нарисованную художницей – природой. Эта картина дарит нам плавные переливы эмоций от радости к грусти и от печали к спокойному счастью.

Осень – изменчивая пора.И, порой она может быть достаточно резка в проявлениях своего непостоянного и противоречивого настроения. Но она красива в любых своих проявлениях: будь то солнце, играющее лучами в разноцветных листьях или стена проливного дождя.

Иногда, она заряжает нас положительными эмоциями радости и бодрого расположения духа, дарит нам яркость и по-своему чудесное осеннее тепло и радугу, играющую всеми цветами в лучах Солнца. В эту пору хочется улыбаться, душу окрыляет надежда, которая дарит заряд сил для новых открытий.

Бывает, осень накрывает нас дождём, и тем самым, даёт нам время, чтобы подумать о жизни, возможно, даже переосмыслить некоторые этапы прошлого, обдумать настоящее и построить планы на будущее. А будет ли в вашей жизни радуга после этого дождя, зависит лишь от Вас самих.

Дождь – одно из явлений, которое мудрая природа припасла для нас не просто так. Да, он не пускает нас на улицу и не располагает к прогулкам, особенно если выступает дуэтом с ветром. И мотив их песни не так прост, чтобы слушать ее непосредственно на воздухе. Так в чём же дело? Наблюдай дождь за окном, если дела не вынуждают куда-либо идти.

Сидишь у окна с чашкой горячего чая, закутавшись в любимый теплый плед и наблюдаешь за тем, как природа рисует узор на стекле каплями дождя, словно бы небо подарило нам множество драгоценных кристалликов — деталей пазла, и нужно только правильно выложить мозаику, и ты сможешь увидеть узор необыкновенной красоты.

Кто-то говорит, что дождь — это небесная грусть. . Слезы небес проливаются дождем печали на землю. Получается, что мы имеем уникальную возможность наблюдать за тем, как природа, подобно человеку плачет. О чём? Никто не знает точно. Может, это слёзы людей, поднимающих глаза к небу в своей горестной грусти от потерь и сердечной боли,а может,это слёзы того,что поднимает глаза к небесам с благодарностью за подаренное счастье. Кто знает…. Каждый выбирает для себя объяснение этого явления, которое в данный период времени соответствует личным жизненным обстоятельствам человека и эмоциям, которые он испытывает относительно происходящих событий.Осень —  прекрасное время, которое способно напомнить нам, что грусть тоже бывает не только серой и горькой, но и светлой и теплой. Она согревает душу воспоминаниями о том хорошем, что было в нашей жизни когда-то. Мы грустим о том, что оно ушло, но, всё же, оно было, и поэтому эта печаль не смотря ни на что, согревает наше сердце.

У каждого человека в жизни есть моменты, которые вселяют в его сердце печаль, но воспоминания о них дарят свет. Осенью можно вспомнить эти события и решить для себя,как сделать так, чтобы светлого в жизни было больше, ведь это светлое у каждого своё.

Осень – пора многоликого очарования, яркая и светлая, сдержанная и спокойная, радостная и печальная. Она необходима каждому из нас для поиска душевного равновесия и гармонии, для осознания мира и своего места в нём.

Спасибо матушке – природе за это золотое время! Не просите его пройти быстрее, остановитесь, не спешите! Осень даёт возможность подумать и  помогает человеку сберечь и сохранить в сердце бесценные минуты жизни, которые никогда не повторятся, ведь мы живем всего лишь раз.

21.10.2019г.

 

«Чувство — это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всём, что живёт.» ( Пьер Симон Баланш)

 
Эти слова французского писателя-философа Пьера Симона Баланша, на первый взгляд, очень легко и просто может объяснить любой человек. На поверхности » лежит» смысл данного высказывания, который буквально означает, что чувства не подвластны разуму, а, в большинстве своём, являются выражением нравственных идеалов человека, а границы его действий и степень их выраженности зависят только лишь от душевных сил и его собственной совести. Здесь разум и не играет большой роли.
Это объяснение данного высказывания легко «читается между строк».
Но так ли всё просто на самом деле? Для того, чтобы определить для себя истинный смысл цитаты мудрого французского писателя, нам, сперва, следует разобраться в значении тех «слов и словосочетаний-кирпичиков», которые, собственно, составляют данное» здание- изречение», чтобы потом из этих «кирпичиков» можно было его построить, т. е собрать все значения воедино и составить из них «смысловой пазл».
И так, чувство — это главный «кирпичик» нашего» здания», а, поскольку, далее автор называет его — «нравственной силой», надо полагать, что этот «кирпичик» заложен в основе «здания», являясь его «фундаментом», не позволяет рухнуть всей «постройке».
» Чувство — это нравственная сила», — говорит философ. Нравственность — душевная мощь, которая управляет мыслями и действиями человека, устанавливая «моральные границы», основываясь на определённых правилах. Данные правила устанавливает для себя сам человек, и они имеют очень мало общего с общественными нормами. Это и объясняет то, что, если один человек ни при каких жизненных обстоятельствах не способен на предательство или подлость, потому что совесть ставит ему преграду и не даёт права даже мыслить об этом, то другой, ради своей цели способен предать и «подставить под удар». Его совесть допускает такой поворот, ради собственной выгоды. 
Почему же, так сильно разнятся нравственные принципы разных людей? Ответ достаточно прост. Мы не рождаемся с нравственностью в душе. Совесть — это комплекс семейного воспитания, т. е. тех принципов, которые прививают нам с детства наши родители, социального воспитания, влияния среды, в которой вращается человек и жизненных обстоятельств и ситуаций, в которых он оказывается. Но главный элемент данного «комплекса» — это степень восприятия самим человеком посторонних обстоятельств и людей , степень ведомости его по жизни, т. е. всем, начиная с родителей в детстве, он либо поддаётся, либо сопротивляется. От выбора этой «стратегии поведения» в жизни зависит и его нравственный багаж и принципы, и степень совестливости. 
Если родители прививали ребёнку с детства своим примером, а не только словами доказывая справедливость и нужность определённых правил и принципов, и он воспринял их как неотъемлемую часть своей личности, не противясь им, то эти переданные родителями мудрости нашли своё место в душе ребёнка и не будут им нарушаться. 
Тут следует знать, что излишнее эмоциональное давление и навязывание ребёнку своих «моральных моделей» во всем без исключения, повлечёт за собой его поведение по принципу «от противного», т. е полное неприятие этих норм ребёнком назло родителям. Это может привести к огромному количеству негативных последствий. 
Существует и такая ситуация, когда данный принцип в сложных семейных обстоятельствах, при отсутствии нравственных норм у родителей, помогает ребёнку, в противоположность им, стать достойным человеком, но тут всё, опять же, зависит от того, сможет ли он противостоять влиянию родителей ( то же самое касается и социального окружения (компания друзей, одноклассников и т д)) и составить для себя собственную картину мира, своего положения в нём и своих, никем не корректируемых принципов и норм, что подвластно только ему самому. Это достаточно сложно, потому что в данном случае:
1) во-первых он должен сам формировать свою «нравственную копилку», ему неоткуда ждать помощи и того, что родители передадут ему в качестве базы  свои нравственные нормы. Тут хорошо будет, если найдётся другой взрослый ( бабушка, дедушка, тётя, дядя или иной близкий человек), который сможет восполнить эту потерю и передать ребёнку определённые нравственные азы. Иначе, он будет вынужден поступать в противоположность родителям и при этом, постоянно решать для себя что хорошо, а что плохо самостоятельно. Здесь впервые мы сталкиваемся с тем, что в формировании нравственной базы, котороая, в свою очередь, является частью чувства, как нравственной силы, участвует разум человека. Он вступает в права, как раз, в момент того самого решения, что хорошо, а что плохо при оценке поступков других людей (родителей, друзей и т д). Более подробно вопрос о роли разума в формировании «хранилища чувств» будет рассмотрен во второй части данной статьи. 
2) во-вторых: учитывая то, что он постоянно находится в этом окружении, если нет других близких людей, которые могут «вырвать» его оттуда, вся жизнь этого человека превращается в непрерывное противостояние с целью отстаивания своего собственного мнения и взглядов. Тут нужно иметь силу духа и стойкость, дабы не сломаться, как личность, под влиянием других людей и обстоятельств. 
Итак, мы «обрисовали» значение выражения: «Чувство — это нравственная сила» и выяснили, что это «багаж» человека, накапливаемый в течение жизни, основы которого закладываются в детстве, далее с каждым «значимым шагом» на этом основании » выстраиваются новые» кирпичики совести и нравственности». Данное «строительство» человек ведёт всю свою жизнь, иногда «заменяя некоторые кирпичики и внося изменения в концепцию строительства», что означает : изменения в системе ценностей и переосмысление жизненных принципов в «переломные моменты» пути. Главным инженером»проекта» выступает сам человек и каждая ошибка преобразуется в трещину, в» заделывании» которой тоже участвует наш разум. Тут мы опять видим точку соприкосновения разума и чувств и непосредственное участие первого в формировании второго.

Далее разберёмся в значении той части выражения, которая гласит: «чувство, инстинктивно, без помощи разума, выносит суждение обо всём… «. Тут то, как раз, мы вплотную по добрались к подробному анализу второй части высказывания, а следовательно, взаимодействия чувств и разума. Но обо всём по-порядку. Так же, как и в первой части, здесь мы будем последовательно разбирать значение каждого слова в составе выражения и потом постепенно собирать общий «смысловой пазл». 
И так, первое слово : инстинктивно. Тут следует остановиться на значении слова : «инстинкт», поскольку данное наречие произошло от этого существительного. 
Во-первых, инстинкт — это естественные, не управляемые разумом действия любого живого существа, в том числе и человека. Мы знаем множество инстинктов, которыми наделила нас природа. Подробно остановлюсь на двух: инстинкт самосохранения и материнский инстинкт. 
а) инстинкт самосохранения заложен с древних времен. Он «бережёт» человека(любое живое существо), не позволяя ему наносить вред собственной жизни, «уводя» его от опасности естественно без привлечения разума. 
б) материнский инстинкт состоит в том, что мать будет безоговорочно любить, а главное, защищать своё дитя и заботиться о нём при любых обстоятельствах. 
Проявление данного инстинкта мы наблюдаем не только у людей( сейчас часто говорят о том, что имеет место быть «позднее включение» данного инстинкта, когда мама не сразу чувствует малыша, а только спустя некоторое время после рождения.Чаще всего маму это очень пугает,но наряду с «поздним включением», которое в итоге, не означает, что мама не будет любить и заботиться о малыше, а просто может быть следствием стресса и перенапряжения и в дальнейшем инстинкт «включается» и контакт налаживается, существует и полное отсутствие материнского инстинкта. Причиной этого чаще всего служит эмоциональный блок у матери по отношению к ребёнку. У возникновения блока есть много причин. Чаще всего они кроются в сложной семейной обстановке.Этот блок был поставлен родителями этой девочки.Это так называемые : «недолюбленные дети», с которыми родители либо скрывали чувства, воспитывая дочь в строгости, потому что «так принято и так правильно», либо вообще не имели этих чувств по отношению к своему ребёнку. К сожалению, чаще всего, без своего желания, такая девочка , став матерью, переносит «блок чувств» на своего ребёнка), но это эмоции, они и проблемы с их чрезмерностью или, напротив, отсутствием, возникают только у людей. Другие живые существа не подвержены влиянию эмоций.)

Материнский инстинкт мы также наблюдаем у животных. Его проявлениям и безграничности у них стоило бы поучиться и некоторым людям.
Животные дают дом, тепло, пропитание и заботу не только своим чадам, но и другим детёнышам, которые остались без матери по вине обстоятельств. Например, кошка выкармливает и заботится как о своих котятах, так и о бельчатах, отданных ей «на воспитание». Собака спасает маленьких волчат от голодной смерти.
Рассмотренные выше инстинкты не имеют ничего общего с разумом. Они не могут быть объяснены путём аргументации. Это природа.
Но являются ли чувства человека только лишь суммой инстинкта и совести? Этот вопрос довольно глубок и противоречив.
Существует такое выражение: «сделать что-то на эмоциях». Оно относится к действиям, которые мы совершаем, поддаваясь сиюминутному порыву и основываясь при этом, лишь на чувствах. Мы говорим или делаем что-либо, не привлекая разум к своему решению поступить так или иначе. Всё верно, чувства имеют огромную власть над человеком. Порой, сделав что-то, мы потом жалеем об этом. Но ведь, так бывает не всегда. Поступки, совершенные «на эмоциях», под руководством именно этой составляющей чувства, дарят нам и самые незабываемые моменты в жизни.
Любовь — тоже чувство, которое вмещает в себя огромную долю разнообразных ярких эмоций. Без неё человек не живёт. Мы любим своих близких, отдавая им частичку души, которая, в свою очередь, как раз, и является своеобразным «хранилищем» «нравственного багажа». Т. Е эмоциональная составляющая чувств, которую мы дарим любимым, открывает для них двери в наше «хранилище», мы «пропускаем» их в нашу душу, отсюда и выражение «пропустить через себя», «открыться». Близкие, имея доступ к» «хранилищу» могут внести изменения в наш» «нравственный багаж» и даже часть его забрать себе, поэтому, ошибаясь в людях и пропуская не тех, мы рискуем потерять очень ценную часть себя.Ведь тот, кто стремиться что-то забрать и ничего не оставить взамен (не отдавая часть своей души, как это должно быть), оставляет на месте «украденных» чувств, «чёрную дыру» , которую трудно будет «залатать»даже самому хорошему строителю. На это может уйти вся жизнь. И не факт, что это вполне удастся.
Тут мы возвращаемся к вопросу, который был уже косвенно затронут в первой части статьи: о причастности разума к формированию чувств и соответственно суждений, которые осуществляют чувства.В первой части статьи мы говорили о том, что разум принимает участие в формировании «нравственного багажа», который мы копим с детства именно посредством того, что разум подсказывает нам, что принимать в свой багаж, а что лучше оставить нетронутым,т. к. второе способно разрушить всё «здание совести». 
Как уже было сказано выше, мы «пополняем наше нравственное хранилище» всю свою жизнь, добавляя или изымая из него те самые принципы, меняя и заменяя их другими.На это влияют обстоятельства, люди в нашем окружении, их действия, наши взаимодействия и отношение к ним, наши собственные действия и суждения и многое другое. 
Бывает так, что одно единственное событие или поступок наш, либо кого-то другого может навсегда изменить нашу жизнь, отношение к ней и также «внести коррективы в нравственный багаж». Каждое событие имеет своё значение, и ничто в жизни просто так не происходит. 
Допустим даже, что, совершая какой-то судьбоносный поступок, не зная при этом, какое значение он будет иметь для нас, мы руководствуемся исключительно эмоциями, не думая о последствиях. 
Но ведь разум вступает в права при наступлении этих последствий, когда мы по факту, выносим, как раз, суждение о своём поступке. Мы начинаем обдумывать свой «порыв» и иногда поражаемся тому, что в данной ситуации повели себя именно так, поскольку это идёт вразрез с нашим характером и, что ещё важнее, порой, с суждениями совести. 
Следовательно, чувства — это не только «нравственный багаж». Тут выясняется, что это нравственность + эмоции. Последние, порой, имеют куда более сильное, иногда определяющее влияние на наши поступки, превосходя по силе совесть во множество раз. Выходит, что не такая уж и не рушимая сила — нравственность. Она не является единственной составляющей понятия «чувство». Иначе, мы всегда жили бы «под диктовку» совести, не совершая необдуманных поступков. 
Это, что касается многранности чувств. 
Вернёмся к понятию «разум». 
Последствия наших действий, которые мы обдумываем уже после их свершения, могут быть для нас самих и для других как положительными, так и отрицательными. 
Рассмотрим оба варианта и подумаем, как последствия могут повлиять на нас и тех, кто рядом. 
1)Положительный исход ситуации. Здесь мы будем думать о том, как прекрасно, что мы послушали своё сердце, а не разум и совесть, которые определённо должны были остановить нас. И о том, как наша жизнь играет красками счастья, любви, или же, появилась возможность вознестись на небывалую высоту в профессиональном плане. Мы счастливы. 
2) Если же исход ситуации негативен, мы думаем о том, как было бы хорошо послушать разум и совесть и не говорить то, что уже нельзя взять обратно или не делать того, от чего плохо и нам, и другим. Это касается всех жизненных сфер: как личной, так и профессиональной. Мы несчастны от того, что сделали больно кому-то из близких, совершили в работе что-то не то и потеряли возможность карьерного роста или же вовсе саму работу. Нам больно и плохо. 
На этом этапе, как раз опять же при оценке наших действий и их последствий работает именно разум. Соответственно, если в первом случае, он согласен с эмоциями, то во втором — он ищет выход и возможность исправить сложившуюся ситуацию. 
Именно разум в паре с чувствами в личном вопросе ведёт нас к извинениям ( иначе излишняя жёсткость может разрушить всё). В профессиональной сфере, напротив, при исправлении сложной ситуации, разум работает один. К этому вопросу следует подходить «с холодной головой». Чувства здесь только мешают. Получается, что в этой ситуации именно разум и только он один выносит суждение и приводит нас к попытке исправления положения. 
Это, что касается нас самих и наших поступков. Но для полноты рассуждения, не лишним будет затронуть вопрос о наших суждениях относительно поступков других людей. При их оценке мы на эмоциях можем осудить человека,назвав его бессовестным или безнравственным. При этом мы основываемся на своих нравственных принципах, забывая, что нравственность другого человека составлялась напротяжении его жизни им, а не нами. Тут на помощь вновь приходит разум.Оценивая данный, на первый взгляд, безнравственный поступок другого с позиции разума, мы иногда понимаем и допускаем, что при определённом раскладе и причине, его действие может иметь право на выражение подобным образом в данном конкретном случае. 
На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: 1)чувства являются суммой нравственности, совести и эмоций. 
2)нравственный багаж формируется в течение всей жизни с привлечением разума, а значит, нельзя сказать, что чувства — это только совесть + инстинкт, потому что в совести есть вклад разума, соответственно и в чувствах тоже присутствует частичка, внесенная выводами, которые ранее помог сделать именно разум.А если в чувствах есть процент разума, то нельзя однозначно утверждать, что суждения, производятся чувствами инстинктивно. Инстинкт может выйти на первый план лишь под влиянием эмоционального прорыва. Следовательно, главенствующее положение при выходе инстинкта занимают эмоции.Из этого следует, что суждения, даже ещё не скорректированные совестью и разумом, выносятся не инстинктивно, а эмоционально с привлечением инстинкта. Он является лишь «подручным» эмоций. Далее в суждение вносят свою лепту нравственный багаж и совесть и затем разум. Получается, что картина будет не полной, если разум не сделает свои штрихи.

В конечном итоге, мы можем констатировать, что чувства — это огромная сила, основание здания суждений, которая представляет собой взаимодействие «кирпичиков» эмоций нравственности, совести и выводов, сделанных в прошлом с помощью разума. Каждый «кирпичик» имеет огромное равное другим значение, и «здание» не сможет существовать без любого из них.
Выражение П. С. Баланша: » Чувство — это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всём, что живёт. »  несёт в себе противоречивый смысл, и это не позволяет мне однозначно согласиться со всем его утверждением полностью. Кто-то скажет, что я не имею права спорить с мудрецом. На это я отвечу так: я уважаю его мнение, как и его личность в целом. Во многом согласна с французским философом. Но в моей статье приведены мои собственные рассуждения относительно его изречения. Я считаю, что привела достаточно доказательств в обоснование своего мнения, но при этом, во многих аспектах оно не лишено субъективности.
Я твёрдо убеждена в том, что мнение имеет право на существование при условии, что оно имеет под собой аргуметированные выводы в качестве основы. Другие могут привести иные рассуждения и поспорить с моим мнением. Что же, у них есть на это право. Каждое мнение достойно уважения.
Мудрость поколения складывается из противоречивости суждений его представителей. Но любая мудрость первоначально высказанная, когда-то была просто чьим-то субъективным мнением. А её правдивость, право на существование и признание , к сожалению или к счастью,  измеряется столетиями критики и противоречивых споров. Мудрость состоит в смелости достойно и аргуметированно высказаться, приводя доказательства своей точки зрения со стороны философа и оценки и признания этой точки зрения нашими современниками и, в последствии, нашими потомками. 

08.11.2019г.